Большой огонь горит….
Сегодня 22 июля прошло ровно 12 лет со дня кончины Алидоншо Шорахматуллоева, известного в ГБАО как Лидуш Хабиб. Сегодня взглянув в календарь, увидел какое число и вспомнил тот день. Как только начало светать, у дома дяди Хабиба (отца Лидуша) собрались уже сотни людей, весть о кончине Лидуша распространилась за считанные часы. Помнится, тот день был очень душным, часам к одиннадцати тысячи людей провожали Лидуша в последний путь. Перед погребением с речью выступил доктор Камол Шанбезода, который тогда сказал, что пройдут многие года, но люди будут помнить Лидуша, будут петь его песни, его жизнь была словно молния короткой, но яркой. И на самом деле, прошло 12 лет, но число поклонников его таланта никак не уменьшилось, наоборот, кажется, что из года в год все больше людей предпочитают слушать только его песни. Повсюду из окон домов, на рынках, на свадьбах в маршрутных такси и машинах до сих пор звучать его песни. И что удивительно, слушают его не только те, кто восхищался его талантом в 80-90 годы, в самом расцвете его популярности, но и подростки и молодежь. В последнее время у певцов и музыкантов все более популярным становится создание ремейков песен Лидуша, они уже звучать под другую навороченную электронную музыку, но все равно, главным остается смысл текстов этих песен. В каждой его песне каждый находит что-то своё.
Говорят, что всё новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. До Лидуш Хабиба никто не исполнял свои песни под гитару, да иногда на свадьбах или домашних торжествах исполнялись песни на памирских языках под аккомпанемент рубаба, дойры или в 70-ые годы аккордеона. Первым певцом бардом стал для бадахшанцев Лидуш Хабиб. И что удивительно, народ сразу полюбил такой стиль исполнения песен.
Началось все в начале 80-х годов, когда Лидуш учился в городе Куйбышеве, Российской Федерации. Как рассказал потом Лидуш в одном из своих интервью, в то время, ему удалось близко познакомиться с творчеством Владимира Высоцкого. Мне, говорил Лидуш, особо понравилась та простота песен, которая была у Высоцкого, он не придумывал ничего лишнего, а только по простому писал о народе и для народа. Когда стихи печатаются в книгах, может стать так, что кто-то не прочтет их в силу своей лени или трату времени, но слушать песни любят почти все. Именно тогда я подумал, что, почему бы не писать такие же песни на памирском и донести до каждого свои мысли. Слушателями первых песен Лидуша стали его сокурсники и студенты ВУЗа, где он учился. Со временем первые магнитофонные записи начали доходит и до жителей области и имя Лидуша было уже у каждого на устах. Молодые записывали тексты песен и исполняли их на различных торжествах и посиделках. И если поначалу Лидуш писал только о любви, красоте природы, то со временем начали выходит и другие песни с критикой бюрократов, нечистых на руку людей, плохих руководителей, с критикой застойного времени.
По возвращению в область Лидуш устроился на работу по специальности журналистом в областной газете. А его критические песни уже не давали покоя органам власти и правопорядка. Как рассказал отец Лидуша, покойный Хабиб Шорахматуллоев, занимавший в 80-е годы высокую должность в правоохранительных органах, начались постоянные вызовы его и сына в горком и КГБ. Поначалу отцу тоже не понравилось занятие сына, он его уговаривал не писать больше песен. Но Лидуш постоянно твердил, я никого не убивал, ничего не крал, я только свободно высказывал свое мнение, а за правду, даже если накажут меня или отца, я не боялся. Уже позднее, когда Лидуш завоевал сердца большинства людей, отец сам убедился в его правоте и сам посоветовал ему писать и не боятся правды.
Лидуш Хабиба как певца знают почти все жители области, но он был еще и прекрасным журналистом. Его статьи на русском всегда с интересом зачитывались, помню многие люди в киосках просматривали газету, написал ли Лидуш новую статью, и если видели его имя, под статьей, газету сразу покупали. Журналист Файз Мирасанов рассказал один очень интересный эпизод о Лидуше, как о журналисте. Он рассказал, что Лидуш однажды попросил для газеты какую- нибудь новую информацию. Ему дали статью с таким содержанием, что птицеводы фабрики Буни намерены дать до очередного съезда больше яиц. Лидуш посмотрел эту информацию, улыбнулся и сказал, интересно, откуда курицы знают, что впереди съезд партии, сколько куриц столько яиц и будет. Этот пример весьма яркая иллюстрация тому, как Лидуш умел замечать неправду и лицемерие. Позднее несколько статей Лидуш Хабиба о плохой работе местных властей, куда сам пошел работать для сбора информации и другие статьи становились, как говорят журналисты, просто бомбами.
В начале 90-х г. по инициативе журналистов Начмиддин Шохинбодова и Курбон Аламшоева была напечатана одна книга с песнями Лидуш Хабиба, но в этой книге собраны далеко не все песни. Лидуш и после выхода книги написал много песен, и как не жаль это говорит, но многие песни им не были так и исполнены и были потеряны. Отрадно, что самый близкий его друг Бахтиер Шукурбеков, долгие годы хранил его рукописи, аудио и видеозаписи. Сейчас уже можно издать одну большую книгу Лидуша с его песнями и статьями, для этого нужны только финансовые средства.
В прошлом году один из стажеров журналистов принес мне одну статью про Лидуш Хабиб и попросил чтоб я прочел, и как друг Лидуша дал бы еще интересные информации о нем. Прочитав статью я заметил, что стажер действительно очень уважает творчество Лидуша, но в своей статье он применяет слишком высокие эпитеты и сравнения. И я тогда сказал моему молодому коллеге, что не надо писать о чем – то сверхъестественном, да Лидуш был гениальным человеком, но в той же мере он был простым человеком, который умел слушать людей. Его песни это иллюстрация нашей повседневной жизни, в его песнях мы видим себя и других, мы видим нашу жизнь, наши достоинства и недостатки, мы также как он пишет, чувствуем любовь, красоту природы. В нем не было никакого высокомерия, он мог сидеть и быть душой любой компании, будь то взрослые люди или же молодежь или подростки. Поколение 80-х и 90-х г. постоянно ждали, когда Лидуш сочинить новые песни, о чем они будут, когда происходило какое-то событие, мы ждали, как про это напишет он, какую оценку даст событиям.
22 июля 2002 года Лидуш Хабиба не стало, ему не было еще 40 лет, но за эти неполные 40 лет он сделал столько, сколько другой не смог бы сделать и за девяносто лет. Он был с нами и годы застоя и в лихие 90-е, с каждой его песней у нас связаны какие-то воспоминания. И сейчас он жив своими песнями.
Лидуш почему то очень любил песню «Костер», которая была популярна в 80-е годы, помните эту песню, когда в темные и холодные ночи люди жгли свои дрова едва-едва, чтоб дожит до теплых дней. Но нашелся человек, который собрал все свои дрова и зажег большой костер. Большой огонь вскоре угас, но в этот час стало всем теплей. Когда меня спрашивают молодые люди, каким был Лидуш, я обычно отвечаю, он был похожим на большой костер в темной и холодной ночи, хоть этот костер и погас, люди до сих пор помнят тепло и свет этого огня. И я рад и горд тем, что одно время был ему другом и то время я считаю лучшим периодом моей жизни.
А.Мардонов.